Полковник посмотрел в окно. Жизнь за дверцей автомобиля текла своим чередом. Солнечный день. На дворе — 1 сентября, нарядные дети с цветами и родителями шли по улице. В душе Сергей порадовался за них, потому что где-то в Москве и его дети также шли в школу. Подразделение спецназа ФСБ, которое он на тот момент возглавлял, в эти чудесные дни работало на Юге по реализации оперативной информации. Другими словами, они вели охоту на «двуногих волков». По большому счёту здесь был курорт. Им повезло больше, чем братишкам, которые в этот момент находились в «Пыльном». Хорошее, можно сказать, радостное настроение офицера не испортил даже срочный вызов к начальству, которому он временно подчинялся на период командировки.
Время подходило к обеду. Генерал был краток и сообщил, что в бесланской школе кто-то захватил детей. Кто именно это сделал, никто на тот момент сказать не мог. Но даже это не смутило офицера. Да и вообще после событий в Театральном центре на Дубровке, где он принимал самое непосредственное участие, его вряд ли могло что- то смутить. Тем не менее мозг сразу же начал анализировать ситуацию. Он пытался вспомнить хоть что-то из оперативной информации, что могло бы дать зацепку. Но ничего существенного припомнить не смог. «Скорее всего, какой-нибудь пьяный хулиган по ошибке зашёл в школу и не хочет оттуда уходить, — думал полковник. — Ну, при худшем раскладе, группа не дружащих с головой людей ре-шила заявить о себе. Придётся приехать и дать им по рогам. В принципе ничего особенного».
Тем не менее, как и положено в подобных ситуациях, он дал команду своему подразделению экипироваться по-боевому, а сам с несколькими сотрудниками быстро поехал в Беслан. То, что он увидел позже и с чем предстояло столкнуться в ближайшие дни, было покруче тех переделок, в которых ему приходилось бывать. А опыт у него как у бойца и командира был немалый.
В то прекрасное утро около девяти часов хорошо вооружённая и подготовленная группа террористов ворвалась на территорию школы № 1 в городе Беслане. В это время там проходила торжественная линейка, посвящённая Дню знаний. Во время перестрелки с охранявшими школу милиционерами несколько человек было убито и ранено. Большинство заложников загнали в спортзал, остальных распределили в тренажёрном зале, душевой и столовой. Боевики досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Как только контроль над школой был взят, они заставили мужчин и старшеклассников строить баррикады на лестницах и проходах. Кто выказывал хоть малейшее неповиновение, были убиты и цинично выброшены из окон во двор. После чего бандиты заминировали помещения, разместив взрывные устройства непосредственно в спортзале рядом с заложниками, а также в коридорах, при входе и в нескольких помещениях. К середине дня в Беслан прибыли представители органов власти во главе с президентом республики.
Насколько было возможно, Сергей подошёл к школе. Сразу же увидел трупы людей. Из здания велся огонь по проезжавшим машинам и людям. Вдоль железнодорожного полотна, которое проходило рядом, пытались проехать два БТРа. По ним выстрелили из гранатомёта, но не попали. Офицер отмечал про себя все нюансы: из чего стреляют, по кому, с каких точек и т. д. Увиденного было вполне достаточно, чтобы понять: террористы подготовились основательно и на испуг их не возьмёшь. Сразу же стало ясно, что здесь всё серьёзно и силами одного подразделения, пусть и лучшего в России, не справиться. До приезда сотрудников Центра специального назначения ФСБ, — а что они приедут, Сергей уже не сомневался, — нужно было по максимуму собрать информацию о бандитах, заложниках и о самом здании.
Сначала он переговорил со стоящими недалеко людьми, чьи дети и родственники оказались в руках боевиков. В срочном порядке нужно было найти план школы и уточнить его у местных жителей. Поставив задачи подчинённым, полковник зашёл в развёрнутый недалеко от места событий оперативный штаб. Хоть его и возглавлял на тот момент президент РСО-Алания Александр Дзасохов, офицера внимательно выслушали. Все прекрасно понимали, что сейчас не до сантиментов, а офицер имеет хороший опыт в подобных операциях. Исходя из всего того, что он увидел, Сер¬гей предложил провести первоочередные меро¬приятия, которые могли бы в дальнейшем как-то повлиять на ход событий. Или, по крайней мере, чтобы эти события можно было хоть как-то контролировать.
В первую очередь необходимо обеспечить оцепление, непосредственно вокруг захваченного объекта расставить военнослужащих, чтобы не вы-пустить боевиков. Помимо этого, возникла угроза, что люди, чьи дети оказались в заложниках, могут броситься к школе и попасть под огонь террористов. Население всех близлежащих домов необходимо эвакуировать в кратчайшие сроки. В случае прорыва террористы могли в этих домах захватить заложников. Плюс никто не отменял шальные пули и осколки. Из зоны проведения специальной операции необходимо удалить всех людей, не имеющих непосредственного к ней отношения. Среди местных жителей и приезжих могли оказаться пособники: наблюдатели и информаторы, а также другие боевики, которые по различным обстоятельствам не присоединились к основной группе террористов.
Также необходимо расчистить близлежащие к школе улицы от автотранспорта, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд машин скорой помощи. Именно этот фактор сыграл свою роковую роль в 2002 году при эвакуации заложников из Театрального центра. Тогда медицинские машины просто не смогли подъехать к театру. Требовалось подтянуть к школе все имеющиеся в наличии пожарные машины. Прогнозируя события и возможные последствия, не помешало бы развернуть недалеко от школы полевой госпиталь, куда можно было бы в кратчайшие сроки доставлять раненых и пострадавших. Часть рекомендаций, о которых скрупулёзно говорил офицер антитеррора, была исполнена. Другая часть была либо выполнена частично, либо не выполнена совсем.
Через одну из заложниц боевики выдвинули абсурдные требования, среди которых основное — вывести войска из Чечни. Помимо этого, они потребовали, чтобы к ним прибыли президенты Северной Осетии и Ингушетии, а также доктор Леонид Рошаль. Около 16 часов в здании прогремел взрыв и раздались выстрелы. Это подорвалась одна из шахидок. В результате погиб и находившийся рядом боевик. Нескольких заложников террористы расстреляли во избежание потенциального сопротивления. К вечеру первого дня после изнурительной оперативной работы Сергей располагал уже какой-никакой, но информацией. По различным данным, в школе было захвачено более тысячи человек. Их удерживали около 30 террористов.
На протяжении всего времени сотрудники «Вымпела» и других подразделений ФСБ продолжали проводить оперативные и разведывательные мероприятия. Вскоре в Беслан вместе с начальником ЦСН прилетели сотрудники Центра. К этому времени имевшаяся у Сергея достоверная информация быстро начала пополняться, так как разведгруппы оперативно начали работать во всех точках города. Работа, к сожалению, осложнялась тем, что почти все жители были на эмоциях — из- за жуткого горя люди неадекватно воспринимали действительность. В этот же день Сергей организовал встречу с матерями, чьи дети оставались в школе. «Ребята, на вас одна надежда. Спасите наших детей», — просили они спецназовцев.
— Представляете, если от нашей пули погибнет хоть один ребёнок? — напутствовал своих бойцов Сергей. — Как с этим жить? Как смотреть в глаза вот этим матерям?
Ещё до этого они разбирали и проговаривали все моменты, связанные с ответным огнём. Если не стрелять, — погибнешь сам, откроешь огонь — убьёшь заложника. Но жить-то хочется всем. Потом всё-таки пришло осознание того, что перед ними будут не просто заложники, а дети. И не важно, чьи они. Тогда каждый для себя принял решение, что пока из школы не выведут всех, стрелять по противнику только в самых крайних случаях.
— Мы отдавали себе отчёт в том, — вспоминает Сергей, — что нельзя стрелять автоматическим огнём, а по нам будут работать со всех направлений, из укрытий, бросать гранаты, стрелять из гранатомётов. Да, мы понимали, на что идём, но у нас не было выбора, ведь там фактически были наши дети!
Общий замысел операции предусматривал, что несколько групп с разных сторон подойдут к зданию и проникнут в него. В определённый мо¬мент они должны были объединиться внутри и общими усилиями очистить здание от бандитов. Штурмовой группе, которую возглавил Сергей, определили конкретный участок работы — север-ное крыло школы и помещения столовой. Заходить непосредственно в здание решили через боковые запасные выходы.
Но что они имели на тот момент? До 40 террористов и более 1000 заложников. Здание хорошо заминировано и подготовлено к обороне. Все подходы к школе идеально простреливаются из пулемётов. По критериям подобных операций соотношение идёт один к семи, то есть на одного убитого обороняющегося приходится семь погибших «штурмовиков». И это притом, что по объекту атаки наносится бомбово-штурмовой удар, работают танки или другое тяжёлое вооружение. Но применять гранатомёты и огнемёты по тем помещениям, где находились заложники, они не мог¬ли. Да и вообще стрелять можно было только одиночными выстрелами.
Первая задача — подойти к зданию. Подойти... Все прекрасно знали, что пуля от АКМ пробивает фактически любой бронежилет, даже если попадает в него под углом. При таком раскладе нужно подъезжать к школе на танке и быть одетым в броню с максимальной степенью защиты. А как зайти в помещения, если всё завалено? Но проникнуть внутрь — это ещё не вся работа, нельзя допустить гибели заложников. Мозговой штурм для офицера-спецназовца продолжился уже в этом направлении. Нужно было уравнение со многими неизвестными. И сделать это неправильно, погибнут люди. Как командиру ему пришлось планировать деятельность своего подразделения: подход, проникновение, прикрытие, эвакуацию и т. д.
Хотя штаб и планировал силовую операцию, главной задачей было всё-таки не допустить возникновения какой-либо экстремальной ситуации. Все до последнего момента надеялись, что конфликт завершится без применения оружия. Но факты говорили об обратном. Тела убитых разлагались под окнами школы. Террористы выдвигали бессмысленные и противоречивые требования.
На третий день картина не изменилась. По-пытки вести хоть какой-то диалог с террористами свелись на нет. Они отказывались от всего и не разрешали доставить пищу и воду заложникам.
А потом произошло то, о чём никто и не предполагал. 3 сентября около 13 часов в спортзале последовательно произошло два взрыва. Крыша частично обрушилась. Заложники в панике стали покидать здание. Террористы открыли огонь по убегающим детям. В это время основные силы Центра находились на полигоне, где отрабатывали возможные варианты штурма и новые виды вооружения. Командование приняло решение вме-шаться силовым способом, и вскоре спецназовцы заняли позиции в доме рядом со школой. Уже тогда по ним был открыт хаотичный огонь. Но было понятно, что противник их не видит. В этот мо¬мент с бокового хода им кто-то махал рукой. Это была женщина с несколькими детьми. Им удалось незаметно ускользнуть от террористов и выбраться наружу. Спецназовцы помогли им отойти в безо-пасное место. Женщина сказала, что в столовой очень много заложников, которых переместили сюда из спортзала. «Ох, не к добру здесь столько детишек сосредоточили», — подумал находившийся рядом майор-спецназовец и запросил по рации руководство.
— Обеспечьте на моём направлении максимальное количество машин «скорой», — попросил он.
— Сколько машин нужно?
— Сколько сможете. Чем больше, тем лучше.
Не прошло и 5 минут, как на этом направлении было подготовлено порядка 40 машин «Ско¬рой помощи».
Всё шло не совсем так, как было запланировано. Войти в боковые двери они не смогут — там баррикады. Значит, нужно ломать стену. Вскоре к ним в поддержку подъехал бронетранспортёр. 14-тонная машина сразу же начала таранить сте¬ну. Боевики открыли по ней огонь. Воспользовавшись тем, что террористы отвлеклись, штурмовая группа пошла вперёд.
Впереди открытая площадка. Долбили со второго этажа из пулемётов. Когда у бандитов происходила какая-то заминка, спецназовцы одним рывком преодолевали простреливаемое пространство и вставали под стенами. В какой- то момент, когда прижались к школе, сверху и откуда-то сбоку полетели гранаты. Сергей смотрит в глаза братишек и понимает, что все готовы. Появился боевой кураж. Здесь уже не думаешь о себе, о полученных ранениях, травмах... Но это не значит, что нужно броситься вперед сломя голову — под пули специально никто не лезет. Инстинкт самосохранения работает как никогда. И снова сверху летит граната. Похоже, бандиты перегруппировались. Ранены офицеры из "Альфы", приданные группе. Нужно срочно определяться, как заходить в школу, потому что скоро заходить будет некому. В это время про¬шла команда на штурм.
— У меня один "300-й", — доложил по станции полковник и попытался заглянуть внутрь.
То, что он увидел сквозь наваленные парты, может присниться только в кошмарах. Везде, как слоёный пирог, лежали тела детей: грязные и окровавленные. И не понятно, мёртвые они или живые...
— Уже тогда у меня возникло ощущение, что если мы не войдём сейчас, то это приведёт к катастрофическим последствиям, — вспоминал после Сергей. — Я принял решение начать проникновение по незапланированному маршруту — через окна. Всё то, что планировали, не сработало — из-за баррикад в коридорах по нам вели плотный огонь. Само ожидание, перед тем как войти в школу, было очень сложным моментом. Мы понимали, что там гибнут дети, и осознавали необходимость действовать. Когда окончательное решение было принято и нам дали команду, тут уже никаких сомнений не осталось. Вероятно, что именно к этому бою мы готовились всю жизнь. Это именно то, из-за чего волею судьбы мы попали в "Вымпел". Мы единая команда, и на тот момент не было силы, которая смогла бы нас остановить. Мы шли не на смерть, а с полной уверенностью, что выполним эту задачу. Это наша работа.
Спецназовцы начали залезать через окна. Тяжело. Вот уже первые потери — погиб лейтенант Андрей Туркин, который заходил одним из первых. Он двигался по коридору и увидел террориста, бросившего в заложников гранату. Мгновенно оценив обстановку, Андрей накрыл её своим телом...
Спецназовцы столкнулись с бандитами в коридоре. «Tax! Тах!» — как приговор зазвучали одиночные. «Минус два» — показывает знаком спецназовец и идёт дальше. В руках у убитого остаётся граната. Один из офицеров подходит к трупу, забирает «эфку» и закидывает в ближайшую комнату с боевиками. Но террористы просто так сдаваться не желали. Жаркий бой разгорелся на втором этаже. Спецы гибли, закрывая убегающих детей от огня. Они отвлекали бандитов на себя и не могли стрелять в ответ. По ним же работали изо всех помещений, прикрываясь детьми. Это очень трудно психологически, не сорваться и не полоснуть очередью в дверной проём, откуда вражеский автомат изрыгает в тебя свинец. Тем не менее никто себе этого не позволил. В этом и заключается героизм и трагизм штурма.
До точки соприкосновения с противником шли чуть ли не в рукопашную. В каких-то моментах даже можно схватиться за ствол вражеского автомата. Но здесь не кино. Закалённый тренировками и боями организм работает рефлекторно: уходишь с линии огня и, если есть возможность, стреляешь. Всё оказывается далеко не так, как планировали изначально, даже с учётом всего того, с чем предполагали столкнуться. Всё гораздо страшнее.
"Вымпеловцы" в первой тройке ранены по не-сколько раз каждый. Под мощным натиском противник отошёл в глубь школы. Фактически сразу же началась эвакуация заложников и раненых. "Штурмовики" пытаются поднять детей, но те то ли от страха, то ли от бессилия не могут встать. Ге-роически действуют врачи, которые буквально на плечах спецназа заходят в здание и под непрерывным огнём вытаскивают пострадавших. И именно благодаря их героическим действиям очень многие были спасены, в том числе и раненые сотрудники ЦСН. Эвакуация заложников не прекращалась ни на секунду. Их выносили в течение часа. К этому времени погибли ещё несколько сотрудников ЦСН. Но, несмотря на это, спецназовцы всё равно продолжали давить ублюдков, загоняли их и уничтожали.
Соединившись с другими группами, спецы постепенно наращивали усилия. Последние оставшиеся в живых из этой волчьей стаи заперлись в одном из классов, где проводились занятия по труду, и оттуда стали отстреливаться. Сквозь две¬ри их достать не получилось — вход был забаррикадирован станинами токарных станков. От всего происходящего в воздух поднялась пыль, через которую уже ничего не было видно. "Отход! Перегруппироваться!" — прозвучали одна за другой команды. И в этот момент бандиты выскочили из помещения и пошли на прорыв. От выстрелов в упор погибли Велько и Кузнецов. Ещё двое раненых спецов осели на пол, но продолжали огрызаться огнём. Террористов удалось загнать обратно. "Ну, достали, суки!!!" Всё, теперь их нужно уничтожить быстро и без потерь.
Группа вышла во двор и отработала помещение из "Шмелей". Но когда "вымпеловцы" возвратились обратно, из класса всё равно доносилась возня и шум огрызающихся автоматов. Проблему удалось решить с помощью добротного заря¬да тротила, который обрушил потолок на головы бандитам. На этом многочасовая операция, стоившая жизни 10 спецназовцам, была закончена.
— Сейчас я могу с уверенностью сказать, — говорит Сергей, — что от действий сотрудников Центра не пострадал ни один заложник. А на нашем направлении было ликвидировано 9 боевиков.
Всего в те кровавые дни в Беслане погибло 334 человека и 10 сотрудников ЦСН ФСБ. Четверо из них — подполковники Олег Ильин и Дмитрий Разумовский, а также лейтенант Андрей Туркин (все сотрудники «Вымпела») и сотрудник «Альфы» майор Александр Перов — посмертно получили высокое звание Героев России...
Тимур БАЙГУЗИН
ВОИНСКОЕ БРАТСТВ01 №5(70) июль - август 2011
Не будет государства, и Россия погрузится в кровавый хаос.Когда страна ведет войну на выживание, отражая военную, экономическую и информационную агрессию НАТО, устраивать разборки с оружием в руках – значит, совершать роковую ошибку и лить воду на мельницу врага. Бойцы и командиры ЧВК «Вагнер», ...
КУЗНИЦА КАДРОВ РАЗВЕДЧИКОВ-ДИВЕРСАНТОВ Официальным днем рождения в/ч 93526 считается 19 марта 1969 года. Именно тогда было подписано решение Совета министров Союза ССР о его создании в составе Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР. Задачи КУОС не вписывались в привычные рамки работы. Осмысление мас...
Сто лет генералу Александру Лазаренко Имя генерала Лазаренко знают только специалисты, ветераны спецслужб. Хотя вклад этого офицера в безопасность Советского Союза достоин того, чтобы о нем писали в учебниках. Весной 2022 года ему бы исполнилось сто лет. Генерал-майор Александр Лазаренко родился 4...
Откуда же сибирский характер был в решительных, продуманных и надежных действиях сотрудников Группы «Вымпел»? В действительности не было в этом никакого особого секрета. Дело все в том, что основателем подразделения был сибиряк полковник Савинцев Евгений Александрович - не только признанный «прора...
Говорят: «Гениями не рождаются, гениями становятся!» Гениальность - это высшая степень проявления человеческих способностей, но вот как этого достичь? Наверное, гений - это сочетание таланта и трудолюбия. Думаю, что прежде всего - трудолюбия. Попробуем убедиться в этом на примере жизненного пути б...
Группа специального назначения «Вымпел» была образована 19 августа 1981 года в противовес силам специальных операций блока НАТО в период обострения «холодной» войны. Хорошим поводом для создания спецназа госбезопасности послужил успех специальной операции «Байкал-79» по штурму дворца Тадж-Бек и одно...
Обращение ветеранов 8 отдела Управления “C” ПГУ к ветеранам–вымпеловцам по случаю 40–летия создания ГСН “Вымпел” Уважаемые ветераны–вымпеловцы, дорогие соратники, коллеги и друзья! Ветераны 8 отдела Управления “С” ПГУ сердечно поздравляют вас с замечательным праздником, 40–летним Юбилеем создания ...
2020 год. Россия продолжает отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Но чем дальше мы отдаляемся от этих тяжелых для нашей страны лет, тем настойчивее попытки проигравшей стороны и многих других противников нашего государства исказить правду и стереть историческую памя...
В целях централизованной подготовки квалифицированных кадров разведчиков 3 октября 1938 года был издан приказ о создании Школы особого назначения Главного управления госбезопасности НКВД СССР - специального учебного заведения разведывательного профиля.Школа была создана в непрост...
15 ноября 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения Григория Ивановича Бояринова, полковника КГБ СССР, Героя Советского Союза, уроженца д. Сукромля Ершичского района Смоленской области. Г.И. Бояринов – участник Великой Отечественной войны, руководитель КУОС КГБ СССР, погиб при исполнении служеб...
Фоторепортаж (нажмите) Традиционно 27 декабря, в годовщину со дня проведения спецоперации «Байкал-79» в Афганистане, теперь уже не очень многочисленная группа скромных и седовласых, но не потерявших военной выправки и боевого духа, мужчин соберется у могил своих боевых товарищей, погибших в далеком...
Уважаемые Ветераны!Совет Ассоциации выражает благодарность за помощь в восстановлении мемориала "Бессмертный "Вымпел" следующим сотрудникам Группы и нашим единомышленникам: Алейникову А.П.Аниканову В.А.Беспалову Ю.К.Блинову Е.Г.Блинову Е.П.Васильченко В.М.Вержбицкому А.А.Витовтову Е.К.Голов...
ОБРАЩЕНИЕ Главного идеолога создания легендарного Подразделения Ю.И. Дроздова к Собранию ветеранов и сотрудников ГСН «Вымпел» Уважаемые ветераны, дорогие боевые Друзья! В нынешней крайней сложной для России политической обстановке назрела необходимость сформировать единый образ непререкаемой «вы...
"В последнее время в западной и в либеральной отечественной публицистике много пишут о русском варварстве на фоне европейской цивилизованности. Но если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь народов, полистать героические страницы истории русского народа, то возникает совсем другая картина.
Например, в русском языческом пантеоне никогда не было бога войны, в то время как среди европейских народов понятие о воинственном божестве доминировало, весь эпос построен вокруг войн и завоеваний.
Русский человек после победы над иноверцами никогда не стремился насильственно обратить их в свою веру. ДАЛЕЕ>>
Время от времени руководство Службы внешней разведки (ранее называвшейся Первым управлением КГБ) приглашает меня посетить различные города Российской Федерации, где имеются региональные управления ФСБ. Меня просят рассказать молодым сотрудникам о моей жизни и работе советского разведчика в надежде, что наша встреча поможет им в дальнейшей работе, а также с целью передачи опыта и традиций от старшего поколения разведчиков младшему. Я с большим удовольствием делюсь воспоминаниями о замечательных разведчиках-нелегалах, с которыми имел счастье быть хорошо знаком. ДАЛЕЕ >>
В завершаемой работе изложены задачи, настойчиво выдвигаемые перед политиками, учеными, работниками СМИ и всеми честными людьми сложной обстановкой, складывающейся в нашей стране и во всем мире. Выборы в парламент (Госдуму) являются одним из реальных и важнейших шагов в сторону решения назревших задач в нашем Отечестве. Он может быть осуществлен путем внесения в сознание общества позитивных представлений о путях прогрессивного переустройства российского общества как части всего человеческого сообщества на современном этапе его развития. Повторяем: обострение борьбы против России в сложившейся международной обстановке требует от всех патриотов нашей страны преодоления благодушия, излишней доверчивости в отношении лицемерных улыбок и рукопожатий. Действительно, хочется жить в обстановке доверия и доверчивости, но приходится призывать всех честных людей к бдительности.
По достоверным данным, полученным Комитетом государственной безопасности, последнее время ЦРУ США на основе анализа и прогноза своих специалистов о дальнейших путях развития СССР разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности, направленной на разложение советского общества и дезорганизацию социалистической экономики В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, про-водить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.
ДАЛЕЕ >>